Войти  \/ 
x
x
x
Регистрация  \/ 
x

Витебская область славится не только своими кристально чистыми многочисленными озерами, но и лесами: более 42% ее территории покрыты густыми борами. Растительных богатств края хватило бы примерно на 170 лет, даже если ежегодно вырубать по 1 тыс. га. Но и при таком резерве работники Витебского государственного производственного лесохозяйственного объединения (ГПЛХО) заботятся о лесном царстве и ежегодно пополняют его новыми насаждениями. Корреспондент БЕЛТА побывала в пресс-туре в Полоцком лесхозе, где имеется постоянный питомник, в котором из маленького семечка выращивают лес - от "яслей" до "выпускного". Также сотрудники лесхоза рассказали, как окучивать насаждения специальной бороной, зачем вырубать столетние сосны и для чего вечнозеленые растения определяют в школьное отделение.

Лес - это не просто деревья, природа, дом для животных и место отдыха для уставших душой и телом людей, а закольцованный цикл самовоспроизводства, в котором важным компонентом является работа человека. И начинается выращивание леса, как бы это странно ни звучало, с высадки селекционных деревьев. Они как раз являются тем самым банком семян, которые после сбора, сушки и сортировки будут высаживаться в питомниках. В лесхозах Витебщины имеется около 160 га плантаций хвойных и лиственных пород.

подробнее >>>

Мало кто из наших сограждан знает о том, что подавляющее большинство лесов Беларуси — результат труда работников лесной отрасли, а не удачное стечение обстоятельств. Зато в поисках виновных в незаконной рубке, часто не разобравшись, указывают пальцем именно на лесоводов. В конце минувшей недели Минлесхоз организовал пресс-тур для государственных и независимых СМИ, чтобы наконец развенчать мифы о том, что и зачем рубится в белорусских лесах.

Проходило мероприятие на территории Узденского лесхоза, где ежегодно вырубается порядка 200 тыс. м3 древесины (из них 35 тыс. м3 — рубки промежуточного пользования). Но при этом по году и сажается здесь около 400 га лесных культур.
— Весной этого года лесовосстановление у нас уже было проведено на площади 365 га, еще более 100 га мы планируем высадить по осени, — замечает главный лесничий лесхоза Александр Соловей.
Посадки, как и вырубка леса, — не сиюминутная прихоть. Все работы планируются заблаговременно, на годы вперед. Поэтому вдруг увеличить объемы вырубок сверх плана на фоне повышения цен на сырье попросту невозможно.
— Раз в 10 лет во всех наших лесхозах проходит лесоустройство. Его цель — описать и оценить всю имеющуюся растительность и наметить будущие мероприятия. Если мы говорим о рубках главного пользования, то у нас в стране они возможны только на спелых насаждениях возрастом от 81 года для эксплуатационных лесов и 101 года и более — для защитных, — объясняет первый заместитель министра лесного хозяйства Беларуси Валентин Шатравко. — Оценив участки, лесоустроители составляют проект, которому и следуют лесхозы. Они не могут самостоятельно наметить рубку главного пользования, где захочется. А только на том участке и в том объеме, что наметило лесоустройство. Начиная с 1988 года данный подход позволил нам повысить объем спелых лесов в разы.

Если в 1988-м в Беларуси было всего 2,6 % спелых лесов, то уже сегодня 17,6 %. А это и есть основной объем древесины, которую можно заготовить при проведении рубок главного пользования. Так что и расчетная лесосека, как рассказал Валентин Геннадьевич, с первых лет независимости Беларуси выросла значительно. Если в 1994 году она составляла 5,4 млн м3, то в 2021-м уже 14,99 млн м3, а в 2022-м будет составлять 15,6 млн м3. При этом за последние 5 лет вырубалось лишь 73 % из всей разрешенной под заготовку лесосеки.  
— Причина тому — вынужденная вырубка ветровалов в 2015—2016 годах и усыханий в 2017—2018-х, — признается Валентин Шатравко и акцентирует внимание: — Самый основной критерий для равномерности неистощительности лесопользования — отсутствие переруба прироста. Сегодня средний прирост по Беларуси в год оценивается в 50 млн м3. Самый большой объем заготовки у нас был в 2018 году — 28,5 млн м3, по прошлому году — 27 млн м3. То есть мы заготавливаем всего лишь 40—45 % от прироста. Объем заготовки древесины на площадь лесов у нас в районе 3—3,2 м3 с га. Для сравнения: у наших соседей в Польше — 5,1 м3 с га, в Латвии — 4,5 м3 с га, в Эстонии — 5 м3 с га, в Литве — более 6 м3 с га.

подробнее БЛГ № №28 от 15.07.21г

Правительство определило порядок использования единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС). Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 30 июня 2021 года №368, которое 2 июля официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале, сообщает БЕЛТА.

ЕГАИС используется для формирования, обработки, анализа, контроля и хранения информации о подлежащей заготовке, заготовленной, вывезенной, транспортируемой и реализованной древесине. Информация вносится в систему с использованием мобильных и стационарных клиентских рабочих мест посредством интернета. Система используется на основании гражданско-правового договора, заключенного оператором ЕГАИС с ее участником на возмездной основе. Размер и порядок оплаты определяет оператор.

Постановлением определены задачи и функции оператора ЕГАИС. В их числе - обеспечение эксплуатации системы, регистрация пользователей, предоставление информации государственным органам, хранение информации, сопровождение и сервисное обслуживание системы, стандартизация и унификация всех информационных процессов в области электронного учета древесины.

Кроме того, установлен перечень сведений, подлежащих внесению в систему. Среди них - сведения об участниках ЕГАИС, разрешительных документах, объемах древесины и местах ее хранения.

В Беларуси единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней внедряется впервые. Программный продукт был разработан белорусскими специалистами, что сделало его в 15-20 раз дешевле стоимости аналогичных зарубежных систем.

"В ЕГАИС предполагается использование современных информационных технологий с учетом передового отечественного и зарубежного опыта, в том числе технологий единой базы данных для доступа к ней как с мобильных устройств, так и стационарных рабочих мест, технологий современных сетей передачи данных, технологий генерации отчетных документов по учету древесины. Посредством системы будет выполняться информационная поддержка и комплексная автоматизация процессов, связанных с выполнением первичных регистрационно-учетных операций, и предоставление данных об объемах заготовки древесины, а также перемещении лесоматериалов", - рассказали в пресс-службе Министерства лесного хозяйства.

Использование системы на территории Беларуси станет обязательным с 20 августа 2021 года. Ее внедрение позволит обеспечить ведение учета древесины в заготовленном виде, упростить выписку сопроводительных документов, автоматизировать планирование, учет и анализ всех основных бизнес-процессов и решений в сфере заготовок древесины, контролировать все этапы движения заготовленного сырья, используя только информацию в электронном виде.

Белорусская лесная газета

Лесоустроительное республиканское унитарное предприятие "Белгослес" определено оператором единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС). Это предусмотрено постановлением Министерства лесного хозяйства от 5 июля 2021 года №9, сообщает БЕЛТА со ссылкой на Национальном правовом интернет-портале.

Правовой акт разработан в соответствии с указом от 18 февраля 2021 года №50 "О совершенствовании деятельности по учету древесины". Цель этого указа - учет, контроль и рациональное использование древесины в заготовленном виде. 

В Беларуси единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней внедряется впервые. Программный продукт был разработан белорусскими специалистами, что сделало его в 15-20 раз дешевле стоимости аналогичных зарубежных систем. 

"В ЕГАИС предполагается использование современных информационных технологий с учетом передового отечественного и зарубежного опыта, в том числе технологий единой базы данных для доступа к ней как с мобильных устройств, так и стационарных рабочих мест, технологий современных сетей передачи данных, технологий генерации отчетных документов по учету древесины. Посредством системы будет выполняться информационная поддержка и комплексная автоматизация процессов, связанных с выполнением первичных регистрационно-учетных операций, и предоставление данных об объемах заготовки древесины, а также перемещении лесоматериалов", - рассказали в пресс-службе Министерства лесного хозяйства. 

Использование системы на территории Беларуси станет обязательным с 20 августа 2021 года. Ее внедрение позволит обеспечить ведение учета древесины в заготовленном виде, упростить выписку сопроводительных документов, автоматизировать планирование, учет и анализ всех основных бизнес-процессов и решений в сфере заготовок древесины, контролировать все этапы движения заготовленного сырья, используя только информацию в электронном виде.

Постановление №9 вступает в силу после официального опубликования

Законопроекты, направленные на улучшение механизма лесоустройства, совершенствование воспроизводства лесов, регулирование вопросов лесопользования для рекреации и унификацию понятий лесного законодательства, одобрил Совет Федерации 23 июня 2021 года. Документы входят в пакет законов, которые обеспечивают реформу лесного комплекса, начатую по поручению Президента РФ о декриминализации лесной отрасли.

Полномочия по лесоустройству передаются на федеральный уровень. После вступления в силу соответствующего закона лесоустроительными работами будет заниматься подведомственный Рослесхозу Рослесинфорг. Также правовая норма определяет, в каком порядке будет проводиться лесоустройство, устанавливает квалификационные требования к таксаторам. Право осуществлять отвод и таксацию лесосек получат специалисты, включенные в специальный реестр.

Чтобы материалы лесоустройства сохраняли актуальность, соответствующие работы на территории интенсивного освоения лесов необходимо проводить не реже одного раза в 10 лет. В соответствии с новым законопроектом, если таксация лесов проведена более 10 лет назад, заготовка древесины на таких участках теперь будет запрещена.

Кроме того, под запрет попадает пребывание в лесах техники и оборудования, которые предназначены для рубки леса и транспортировки древесины, без разрешительной документации. Древесину, заготовленную государственными или муниципальными учреждениями во время санитарных рубок, законопроект обязывает продавать только на организованных торгах.

Согласно еще одному из одобренных законопроектов, вводится новый вид использования лесов - "создание лесных питомников и их эксплуатация". Временные и постоянные лесопитомники могут создаваться на предоставленных для этих целей лесных участках, где допускается строительство капитальных и некапитальных сооружений.

Также увеличивается срок компенсационного лесовосстановления с 1 года до трех лет при условии обеспечения агроухода за высаженными лесными растениями в течение трех лет с момента посадки. Государственные и муниципальные лесные учреждения получают возможность выполнять работы по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению за счет средств лесопользователей, обязанных выполнять такие работы.

Таким образом запускается механизм, который позволяет лицам, обязанным проводить компенсационное лесовосстановление, выбирать - делать это самостоятельно или за плату привлекать к лесовосстановлению лиц, обладающих необходимыми квалифицированными кадрами, техникой и оборудованием. Ожидается, что такое положение повысит эффективность работ по компенсационному лесовосстановлению и даст возможность получать прибыль лесхозам, которые будут предоставлять такие виды услуг.

Третьим из рассматриваемых законопроектов утверждаются изменения, которые направлены на регулирование вопросов использования лесов под рекреацию. Объекты, предназначенные для отдыха, туризма, занятий физкультурой и спортом, возводить в таких лесах можно, но их площадь должна быть не более 20% общей площади предоставленного лесного участка.

Соблюдение этого требования обеспечит государственная и муниципальная экспертиза проектов освоения лесов, предусматривающих размещение рекреационных объектов. Проект закона не ослабляет правовые режимы лесов и не нарушает права граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах.

Кроме того, Совфед одобрил законопроект, который унифицирует понятия, используемые в лесном, таможенном законодательстве и ряде других правовых отраслей. В соответствие приведены, например, такие понятия, как "лесной комплекс", "древесина", "продукция переработки древесины", "лесоматериалы", "глубокая переработка древесины".

4 февраля 2021 года вступил в силу ключевой федеральный закон, направленный на совершенствование правового регулирования лесных отношений, а также призванный в целом повысить эффективность и прозрачность лесной отрасли. В частности, документ предусматривает создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК) с обеспечением полной прослеживаемости древесины от ее заготовки, мест складирования до производства продукции ее переработки и вывоза продукции из Российской Федерации.

источник: WOOD.RU